Электронная подпись

С 2011 года в Российской Федерации законодательно введена в правовое поле такое явление, как электронная подпись (ЭП). Она представляет собой шифрованную последовательность букв, цифр и позволяет ставить визу на каждый нужный документ, представленный в электронном виде. До пандемии коронавируса сервис не был особенно популярен, но в 2020 году он позволил людям без личных встреч, а значит, без риска заразиться, совершать сделки, покупки, заключать соглашения, поддерживать работу организаций и ведомств. Тогда многие люди осознали удобство системы и поняли, какую выгоду даёт ЭП. Возможность удалённого визирования документов позволяет снижать расходы, экономить время — помогает быстро и без личного присутствия решать практически любые вопросы. Согласно Федеральному Закону, подписанному в 2011 году, есть три типа ЭП: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

ЭП — характеристики, применение

Электронная подпись — сгенерированный зашифрованный файл, который подсоединяется к документу. В нём хранится информация:

  • об авторе подписи;
  • о дате подписания;
  • о полномочиях человека, подписавшего документ.

ЭП гарантирует, что виза принадлежит конкретному уполномоченному лицу, обеспечивает подлинность документа — удостоверяет, что в него после подписания не вносились изменения.

Виды цифровых подписей

Существующие ЭЦП и их особенности описаны в ФЗ 63. Там даны все нужные определения и подробно рассказывается о свойствах каждого варианта цифровой визы.

Простая (ПЭП)

К данному типу относятся пара логин-пароль для входа на сайты, коды и уведомления для подтверждения действий в сети. Часто применяются для покупок в интернете. Подходят для мобильных банков, для подписания договоров с финансовыми организациями. Их применяют для подачи обращений в госорганы, чтобы подтвердить личность заявителя. Недостаток такого средства удостоверения документов в том, что подпись неустойчива к взлому, а потому её нельзя применять для работы в любой серьёзной сфере деятельности: для гостайны или коммерческой тайны, для выполнения крупных финансовых сделок, для обращений в суд.

Усиленная неквалифицированная (НЭП)

Представляет собой шифрованную последовательность данных, которая хранится в определённом месте на носителях цифровой информации. Это может быть флеш-память, жёсткий диск ПК. По способу размещения и характеру применения у НЭП есть сходство с цифровым ключом. Её применяют для подписания документов при работе с налоговой службой. Используют при документообороте внутри фирмы для визирования приказов, распоряжений, контрактов, отчётов и других бумаг.

НЭП делают программисты, специальные центры, создающие ключи шифрования для подтверждения подлинности документов. Для генерации усиленных подписей применяют сложное ПО. Подделать подобную ЭП очень трудно. Она считается надежной. Плюс НЭП в том, что при внесении корректировок в базовый документ после проставления на нём подписи, её владелец об этом узнает. Минус в том, что создание таких подписей происходит вне государственного контроля, а значит, ей не доверяют властные структуры, суды.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Считается самой надежной из всех типов подписей. У такой подписи всегда есть сертификат, который подтверждает её подлинность и прохождение проверки в ФСБ. ПО, используемое для работы с данной подписью должно быть сертифицировано. Выдача подобных ЭП проводится в специализированных центрах, которые имеют право на выдачу сертификатов и аккредитованы в госорганах. Директора фирм, владельцы ИП могут стать обладателями ЭП, если обратятся в налоговую службу.

Почему КЭП считается надёжной? Потому что она защищена сразу двумя способами:

  1. Проверкой действия сертификата. Сведения об этом выложены на сайте госорганизации, отвечающей за контроль действия разрешений на ЭП
  2. Отметкой о времени подписания и подтверждении личности подписанта.

Методы защиты дают гарантию в том, что подпись невозможно будет подделать или украсть.

Как это работает

Чтобы использовать ЭП в операционной среде Виндовс или МакОС, потребуется ПО, создающее дополнительный раздел на диске, где будет содержаться зашифрованный блок. Он позволит подключать к любому документу отдельный файл, где хранятся данные о времени подписания и владельце подписи. Таким способом можно ставить визу на документы любого содержания. Делается это предельно просто — достаточно одного нажатия клавиши мышки. Для любого ПО, позволяющего делать ЭП, существуют подробные инструкции — разработчик выкладывает их на своём сайте.
Пример такой инструкции, объясняющий, как поэтапно строится процесс проставления ЭП:

  1. Наведите курсор на интересующий документ и кликните один раз правой клавишей.
  2. В меню выберите название программы, отвечающей за ЭП.
  3. Кликните на строчку «Подписать».
  4. Запускается помощник создания ЭП, который даёт подробное объяснение о том, что делать дальше. Пользователь должен в точности следовать инструкциям.

Если всё будет сделано правильно, то в том же месте, где хранится файл документа, появится ещё один файл с тем же названием, но другим расширением — это и будет цифровая подпись.
Оставьте заявку на подключение
Моя главная задача просто рассказать обо всех особенностях Продамуса. Подключать в итоге его или нет - дело ваше.
Я не буду на нем настаивать, а иногда и наоборот попытаюсь отговорить - ведь Продамус, объективно, будет выгоден не каждому бизнесу.

Оставьте заявку любым удобным для вас способом и подключайтесь к Prodamus со скидкой.

Виды физических носителей для ЭП

ЭП — это электронный сертификат. Она не является материальным объектом. Это файл, в котором собраны данные определённого характера, позволяющие отслеживать изменения документа и определять владельца подписи. Для хранения ЭП рекомендуется применять отдельный цифровой носитель данных. Существует три типа таких носителей.

Токен

Похож на типичную флешку, подключаемую к USB-порту. На этом устройстве, кроме ЭП, есть дополнительная защита — сложный пароль, без знания которого доступ к проставлению ЭП будет запрещён. Размножить или перетащить такой ключ на другое устройство не удастся, даже если вы знаете пароль.

Смарт-карта

Вместо флешки можно использовать карточку. Она по размеру похожа на банковскую. В неё вмонтирован чип, где хранятся сведения о подписи, аналогичные тем, что хранятся в токене. Чтобы применить карту, надо вставить её в терминал, либо поднести к устройству с NFC-приемником. Защитой от несанкционированного доступа служит криптография — ключи хранятся в зашифрованном виде. Там же вспомогательный пароль, без которого не удастся применить карту по назначению.

Сим-карта

Ещё один вариант хранения ЭП — на смартфоне. Внешне она представляет собой обычную Сим-карту. Однако на ней будут храниться сведения о подписи. Выпуск подобных карт выполняют операторы связи. Сим-карты разрешено использовать только для хранения ПЭП, поэтому они не могут полноценно конкурировать с другими носителями.

Способы получения

Чтобы подать заявку и получить на руки ЭЦП, нужно обратиться в один из удостоверяющих центров, адреса которых можно найти на сайте Минцифры. Заявление можно подавать как лично, при визите в офис, так и онлайн.

Компании и ИП

Организациям и индивидуальным предпринимателям потребуется предоставить в удостоверяющий центр несколько документов:

  1. Заявление по установленной форме.
  2. Удостоверение личности, паспорт.
  3. СНИЛС и ИНН.
  4. Выписку о регистрации компании.
  5. Уставные документы, в том числе приказ о назначении директора.

Стоимость сертификата зависит от региона. В Москве и Петербурге она может оказаться выше, чем в других регионах. Когда нужная сумма будет перечислена, сертификат станет действующим, а ЭП будет перенесена на токен или смарт-карту.

Доверенному лицу

Даже если организацией получена сертифицированная ЭП, то далеко не каждый сотрудник сможет ею пользоваться. Если надо, чтобы подпись могло применять доверенное лицо, надо сделать доверенность. Такая доверенность должна восприниматься не только человеком, но и электронными средствами обработки информации. Это должен быть электронный документ. Правила его использования подробно описаны в распоряжениях ФНС.

Самозанятому или физлицу

КЭП, НЭП и ПЭП доступны не только юридическим лицам, но и обычным людям, а также плательщикам налога на доход с профессиональных занятий — самозанятым. Простые подписи используются повсеместно, и каждый гражданин часто имеет с ними дело, заходя на сайты и работая с услугами в интернете. Так, вход на Госуслуги производится при помощи ПЭП. Неквалифицированная подпись пригодится, чтобы отправлять документы в организации: ООО, ИП. Квалифицированная подпись нужна человеку, если он собирается удалённо оформлять права на недвижимость, заключать договоры о приобретении имущества, обращаться в госорганы для прохождения регистрации или оформления фирмы в налоговой службе.

Получить ЭП можно в любом специализированном центре. Но легче всего это сделать в МФЦ. Для получения нужны:

  1. Заявление по образцу.
  2. Удостоверение личности, паспорт.
  3. СНИЛС и ИНН.

Подводя итоги исследования, такого явления как электронная подпись, можно сделать вывод, что ЭП представляет собой набор зашифрованной информации, прикреплённой к файлу документа. Она предназначена для замены обычной, рукописной визы. На физических носителях, таких как токены или смарт-карты находятся не сами подписи, а средства для их генерации и расшифровки. Сами устройства надежно защищены паролями от несанкционированного доступа. Их не следует отдавать посторонним людям, чтобы те не злоупотребили доверием, не использовали подпись без вашего ведома. Если соблюдать меры безопасности, то можно быстро понять, что ЭП удобны, позволяют удалённо продавать и покупать недвижимость, без личного присутствия заключать договоры, выдавать распоряжения для сотрудников. Электронные подписи экономят ваше время и снижают расходы.
Расскажите друзьям:
Эксперт статьи, которую вы читаете:
Василий Брежнев
Технический специалист
Помогаю запускать, настраивать и автоматизировать онлайн-школы на платформе Геткурс. Владею css/html, а значит могут настроить вашу школу еще и визуально.
Читайте также